Алексей Васильевич Юганов
1891–1983


Главная :: Воспоминания :: Проекты и постройки :: Статьи :: Должности :: Упоминания :: Фотографии :: Эскизы :: Живопись и графика

Википедия :: Родословная :: М. Александровский «Указатель московских церквей» (1919)


Упоминания в прессе

Повышаем квалификацию техников и инженеров — Моспроектовец?, 1920-е годы
Конкурс на общественные здания в г. Дзержинске — Известия № 125, 04.06.1929 г.
А. В. Юганову — 80 лет — Моспроектовец?, 1971 г.
А. В. Юганову — 90 лет — Моспроектовец, 20.03.1981 г.
Старейший зодчий — Вечерняя Москва, 27.03.1981 г.
...Который он и создал — Архитектура. Приложение к Строительной газете, 12.04.1981 г.
Юганов Алексей Васильевич. К 90-летию со дня рождения — Архитектура СССР, № 12, 1981 г.
Акварель от архитектора — Одинцово.Инфо, 13.07.2002 г.
История одного «шедевра» или С ностальгией о Доме — Моспроектовец, № 12 (2043), 25.12.2010 г.


Моспроектовец?, 1920-е годы

Повышаем квалификацию техников и инженеров

По инициативе сотрудников б. РКБ при ИТС в порядке общественной нагрузки были организованы циклы лекций по повышению квалификации десятков и технических специалистов, как на линии, так и в Конторе. Хотя контингент слушателей не велик (около 25 чел.), но он постоянно и работает с большим интересом и любовью к делу, довольно много успевая. Успешным занятиям содействует администрация, которая предоставляет курсантам бесплатный проезд, освобождает на час раньше от работы и т. п. Активно проводят курс лекций работники техотдела т. т. Апфельбаум, Войцеховский, Юганов, Менцов, Дорохов и др.

Отмечая положительные достижения, приходится констатировать некоторую инертность мест, которые могли бы более полно использовать имеющиеся техн. силы проектного отдела, выдвигая вопросы для разработки методом лекций, докладов и диспутов.

Времени до разгара стройсезона остается мало, но все же оно может быть использовано товарищами, которые по каким-либо причинам не посещают занятий для прослушания особых циклов по механизации, помстроительству и др.

Ответственный редактор — В. Притворов


Известия № 125, 04.06.1929 г.

Конкурс на общественные здания в г. Дзержинске

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГУБ. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ настоящим доводит до всеобщ. сведения, что постановлениями Совета Жюри от 29.04 и 26.05 с. г. присужден. премии за наилучшие проекты по

КОНКУРСУ на общественные задания в г. Дзержинске (б. Растяпино) следующ. лицам:

I. ПО ПРОЕКТУ ДОМА СОВЕТОВ:

I премия — проект, под девизом «ПДДП», авторы арх. Цабель, В. Р., и Кусаков, В. М., г. Москва;
II премия — проект под девизом «СТО» — автор Юганов, А., г. Москва;
ІІІ премия — проект под девизом «Трибуна» — автор худ.-арх. Вакс, И. А., г. Ленинград.

II. ПО ПРОЕКТУ НАРДОМА:

I премия — проект под девизом «Дире» — авторы: арх. Лангбард, И. Г., Коварский, Я. М. и Шапиро, Т. М., г. Ленинград;
II премия — проект под девизом «Красный Полукруг» — автор инж. Кринский, С. А., г. Москва;
III премия — проект под девизом «Красный треугольник в окружности» — авторы: гр. инж. Мичурин, Е. М. и инж.-арх. Чистов, В. А., Нижний-Новгород.

III. ПО ПРОЕКТУ «ШКОЛА 9-ЛЕТКА»:

I премия — проект под девизом «Школа» — авторы: арх. Райх, Я. И. и арх. Баранский, А. И., г. Москва;
II премия — проект под девизом «Норма» — автор арх. Яковлев А. А., г. Н.-Новгород;
III премия — проект под девизом «Синий квадрат» — автор инж.-стр. Вавировский, Н. М., г. Москва.

IV. ПО ПРОЕКТУ ХИМТЕХНИКУМА:

I премия — проект под девизом «Углерод» — авторы: арх.-худ. Максимов, П. Н. и арх.-худ. Ревенко, г. Москва;
II премия — проект под девизом «Лаборатория» — автор гр. инж. Гальцерин, В. М., Детское Село;
ІІІ премия — проект под девизом «Алхимики» — авторы: арх. Троцкий, Н. А., гр. инж. Казак, С. Н., гр. инж. Мочалов, В. И., гр. инж. Пермель, А. Я., г. Ленинград.

Сверх того Советом жюри рекомендованы к приобретению следующие проекты:

I. ПО ДОМУ СОВЕТОВ:

1-я рекомендация — проект под девизом: «Синий квадрат в круге»;
2-я рекомендация — проект под девизом «Красная Звезда».

II. ПО НАРДОМУ:

1-я рекомендация — проект под девизом: «Культпоход»;
2-я рекомендация — проект под девизом: «Кирпичный каркас»;
3-я рекомендация — проект под девизом: «Два квадрата».

III. ПО ШКОЛЕ 9-ЛЕТКЕ:

1-я рекомендация — проект под девизом: «Юго-запад»;
2-я рекомендация — проект под девизом: «S—S».

IV. ПО ХИМТЕХНИКУМУ:

Рекомендован проект под девизом: «ДВВВ».


Моспроектовец?, 1971 г.

А. В. Юганову — 80 лет

Исполнилось 80 лет Алексею Васильевичу Юганову, замечательному труженику, архитектору и исключительно отзывчивому товарищу.

В двадцатилетнем возрасте он уже начал работать на строительстве, а когда ему исполнилось 24 года — приступил к проектированию жилых и общественных зданий. По проектам А. В. Юганова построено около 50 зданий, бо́льшая часть из них — в Москве.

Много сделал А. В. Юганов и в области обучения молодых специалистов — архитекторов и рабочих; он любовно прививал им навыки аккуратности в исполнении новейших приемов техники в строительстве.

Вот уже тридцать лет Алексей Васильевич осуществляет руководство работой архитектурного кабинета Центрального Дома архитектора. Алексей Васильевич не жалеет труда для собрания материалов, отражающих наследие отечественного зодчества и достижения новейшей советской архитектуры.

Алексея Васильевича Юганова знает и любит вся архитектурная молодежь. Со всей отзывчивостью своей широкой натуры он помогает ее творческому росту во имя совершенствования любимого дела — архитектурного искусства.

Архитектор М. Рудько


Моспроектовец, 20.03.1981 г.

А. В. Юганову — 90 лет

Девяностолетие известного архитектора Алексея Васильевича Юганова совпадает с семидесятилетием его профессиональной деятельности и сорокалетием работы в Союзе архитекторов и ЦДА.

Архитектурное образование Юганова началось в Петербурге, где он поступил в институт гражданских инженеров. Учение он совмещал с практической деятельностью (постройка кинотеатра «Вулкан» в Твери). С 1919 по 1921 г. сражался в рядах Красной Армии на фронтах гражданской войны.

По проектам Юганова в столице выстроено много зданий. Среди них жилые дома — у Никитских ворот, на Ленинградском проспекте, комплекс коттеджей на Беговой улице, на Мытной улице, на ул. Горького, недалеко от пл. Маяковского, у Краснохолмского моста; ряд общественных сооружений — здание бывшего Моспроекта на Ленинградском проспекте, комплекс 2-го часового завода, Институт геофизики, 4-й хлебозавод, универмаг у Крестьянской заставы, здания Аптекоуправления, три производственных корпуса ЦАГИ, гараж комбината «Правды» (в соавторстве с архитектором Н. С. Вальднером) и много других. Кроме того, Юганов выстроил три электростанции — в Чите, Дзержинске и Краснодаре (1928 г.), ряд жилых зданий во Владимире (в соавторстве с архитектором О. И. Брайцевой) и в г. Сатка на Урале.

Наряду с большой творческой и административной работой Алексей Васильевич находил время для занятий живописью и графикой.

За время работы в архитектурном кабинете ему и его сотрудникам удалось обогатить фонды кабинета редчайшими коллекциями проектов, чертежей, зарисовок, фотографий, негативов и слайдов. Стараниями А. В. Юганова архитектурный кабинет постепенно стал центром, в котором, как в фокусе, отражалась вся творческая и научная жизнь МОСА. С помощью сотрудников кабинета организованы многочисленные и разнообразные по тематике, назначению и методу подачи материала выставки СА и МОСА. В 1977 г. по инициативе архитекторов А. В. Юганова и О. А. Стапрана были подготовлены передвижная выставка художественных работ архитекторов — членов МОСА и выставка «Архитектура сельских населенных мест». Они были показаны в ряде клубов и музеев Подмосковья, пользовались большим успехом и раскрывали перед населением широкий диапазон творчества архитекторов.

За долгие годы руководства архитектурным кабинетом Алексей Васильевич подготовил себе надежную смену. Уйдя на заслуженный отдых, он не оставил творчество, а переключился на окончание ранее начатых научных работ, связанных с практикой комплексной застройки Москвы. Кроме того, он продолжает собирать воспоминания современников об архитекторах рубежа XIX–XX вв.

Для Алексея Васильевича Юганова жить — значит работать! В этом секрет его неуемной жизнедеятельности, духовной молодости, стремления к новым достижениям. Он является примером беззаветного служения делу, которому посвятил весь свой талант, силы, знания. Своим энтузиазмом он зажигает в архитекторах молодого поколения любовь к избранному ими поприщу. Пожелаем же дорогому Алексею Васильевичу бодрости, сил, здоровья и творческих удач в новых интересных работах!

Н. Крашенинникова, архитектор


Вечерняя Москва, 27.03.1981 г., рубрика «Наши земляки»

Старейший зодчий

Когда у человека рабочий стаж превышает 70 лет, трудно выделить в его биографии что-либо главное. Особенно если человек этот — зодчий и его планы, замыслы, его талант оставили след на карте города. Таков А. Юганов, известный московский архитектор. Его творческая биография началась в Сокольниках в 20-е годы. Были они тогда почти сплошь одно- и двухэтажными. Самыми высокими сооружениями считалась церковь Воскресения у входа в парк и пожарная каланча возле нынешней станции метро. Но не минуло и десяти лет, как облик старинной московской окраины преобразился. На Стромынке поднялся Дом культуры имени И. Русакова. А чуть дальше от него, в сторону Преображенки, вырос светлый, поблескивающий стеклом огромных окон пятиэтажный производственный корпус, первенец А. Юганова. В 20–30-е годы он проектировал много промышленных зданий, совершенно непохожих на дореволюционные заводские корпуса. Их отличали простота, удобная и тщательно продуманная планировка. Свет и воздух вошли в цехи, коридоры, просторные лестничные пролеты. Среди сооружений Юганова — комплекс 2-го Часового завода, корпуса Аэрогидродинамического института (ЦАГИ), здания и склады городского аптекоуправления, дом на Ленинградском шоссе.

Москвичи старшего поколения помнят, какими событиями в жизни города были открытие нового универмага Пролетарского района, пуск 4-го хлебозавода на Верхней Красносельской. И они были построены по проектам Юганова.

Недавно коллеги тепло поздравили Алексея Васильевича с 90-летием. Семь десятилетий посвятил он зодчеству. Работал в то время, когда творили А. Щусев и И. Жолтовский, братья Веснины и Голосовы, М. Гинзбург и Н. Ладовский. 40 лет назад он принял самое деятельное участие в создании Архитектурного кабинета Союза архитекторов СССР. И сейчас продолжает трудиться здесь на общественных началах.

Благодаря ему в кабинете при Центральном Доме архитектора собраны богатейшие материалы по истории советского зодчества, в том числе уникальные коллекции фотографий, слайдов, гравюр, рукописные воспоминания известных мастеров архитектуры. Есть здесь и специальный «фонд Юганова». Все это дает кабинету возможность вести широкую выставочную работу, пропагандировать в СССР и за рубежом достижения советского зодчества.

Многолетним трудом, преданностью любимому делу, активной работой в секциях нашего творческого Союза завоевал Алексей Васильевич подлинный авторитет, глубокое уважение у своих московских коллег.

В. Степанов, председатель правления Московской организации Союза архитекторов СССР, Заслуженный архитектор РСФСР


Архитектура. Приложение к Строительной газете, 12.04.1981 г.

...Который он и создал

К 90-летию архитектора А. В. Юганова

Передо мной груда снимков самых разных построек, автор которых один и тот же человек — архитектор А. В. Юганов. Жилые дома, заводы, общественные здания… Разглядывая их, я вспоминаю расхожую истину — архитектор жив своими постройками. Да, здания 2-го часового завода, комбината «Правда», универмага у Крестьянской заставы в Москве и многие другие объекты, спроектированные зодчим, интересны сами по себе, они заняли свое место в истории советской архитектуры. Но только ли этим замечателен Алексей Васильевич Юганов, 90-летие которого архитектурная общественность отметила на днях?

Сама профессия заставляет архитектора быть открытым людям, ибо с ними и для них он творит. И когда, допустим, он организует детскую художественную школу по месту жительства (как это сделал Юганов), проявляется социальная позиция, обусловленная особенностями призвания человека. Любимым делом помимо проектирования было и есть у А. В. Юганова накопление материалов по истории советского зодчества.

На его глазах, при его участии прошла вся эта история и нет, видимо, более или менее значительной архитектурной разработки, которую миновало бы внимание и профессиональный интерес этого человека. Профессиональный потому, что он долгие годы заведовал в ЦДА архитектурным кабинетом, который, кстати, и создал.

Мне представляется, что именно на этом поприще во всю силу раскрылись творческие и организаторские способности Алексея Васильевича. Поистине титанический труд был проделан небольшим коллективом архитектурного кабинета, чтобы собрать громадной ценности материал — фотографии, негативы, рисунки, чертежи проектов.

Все это не лежит под спудом. Многие сотни выставок у нас в стране и за рубежом были бы невозможны без такого хранилища профессиональной информации. По сути дела, это источник и залог постоянной обратной связи архитекторов с массами широкой общественности, ибо каждая выставка дает интересную почту в местные организации и в центральное правление Союза архитекторов СССР.

Немало добрых слов можно было бы сказать и о преподавательской, журналистской деятельности А. В. Юганова, его участии в художественных выставках. Но я сознательно из большой жизни человека яркой индивидуальности выбрала лишь один аспект. И мне кажется, это пристрастие, эта любовь к делу, важному для многих, принесли Алексею Васильевичу, кроме забот, хлопот и нелегких трудов, многие минуты счастья.

Н. Соловьева, архитектор


Архитектура СССР, № 12, 1981 г.

Юганов Алексей Васильевич. К 90-летию со дня рождения

Правление Союза архитекторов СССР, Московская организация СА СССР, совет Центрального дома архитектора горячо поздравили одного их старейшин архитекторов — Алексея Васильевича Юганова со славным юбилеем.

За 70 лет активной профессиональной деятельности А. В. Юганов спроектировал и построил большое число различных сооружений в Москве и других городах страны. Среди них — дома у Никитских ворот, на Ленинградском проспекте, у Краснохолмского моста, первое здание Моспроекта, универмаг в Пролетарском районе Москвы, электростанции в Чите, Дзержинске, Краснодаре, жилые дома во Владимире и многие другие сооружения.

Почти 40 лет Алексей Васильевич возглавлял Архитектурный кабинет в ЦДА и собрал ценнейший фонд материалов — проектов, фотографий, негативов, рисунков архитекторов. Благодаря увлеченности А. В. Юганова любимым делом Архитектурный кабинет заслужил большую популярность у архитектурной общественности.

Широкая эрудиция, глубокое понимание архитектуры, мягкий юмор и юношеская энергия снискали А. В. Юганову уважение и искреннюю любовь архитекторов разных поколений.


Одинцово.Инфо, 13.07.2002 г., рубрика «Родники культуры»

Акварель от архитектора

В деревне Дютьково под Звенигородом открыта выставка акварелей известного архитектора А. В. Юганова, члена Союза архитекторов, автора многих известных московских зданий.

Алексей Васильевич Юганов был участником I-й Мировой и Гражданской войн. В 1923–1924 годах занимался восстановлением гостиниц на Тверской. По его проекту построено много промышленных и жилых зданий, он был автором и руководил строительством жилых домов на Красной Пресне в 1924–1928 годах. Свободное от основной работы время А. В. Юганов посвящал живописи. В Москве неоднократно проходили выставки его живописных работ.

В 1960–1970 годы, часто бывая в Дютькове, где жила на даче его дочь – виолончелистка Ксения Юганова со своим мужем, пианистом Адрианом Егоровым, А. В. Юганов организовал при Дютьковском народном музее художественный кружок, который с удовольствием посещали жившие летом на даче в Дютькове и окрестных селах дети. В те годы регулярно устраивались выставки детского рисунка.

Сохранившиеся в семье дочери живописные и графические работы А. В. Юганова были в 1998 году подарены Дютьковскому музею С. И. Танеева А. Егоровым. К большому сожалению, из-за недостатка места в маленьком помещении музея на нынешней выставке представлена лишь очень малая часть прекрасных работ замечательного мастера, в то время как зал выставок и концертный зал поистине народного музея который год закрыт на ремонт, который так и не проводится из-за отсутствия средств.


Моспроектовец, № 12 (2043), 25.12.2010 г., рубрика «юмор @ сатира»

История одного «шедевра» или С ностальгией о Доме

Меня часто спрашивают завсегдатаи Центрального дома архитектора, куда исчезла картина с двумя кружками пива. Когда-то она висела в маленьком зале при ресторане. С тех пор, когда прекрасный зал, выстроенный по проекту Мирона Мержанова, был изуродован дизайнершой арендатора, полотно это куда-то задевалось. А ведь на его фоне и под ним столько было выпито, столько проведено горячих споров и дискуссий на архитектурные и околоархитектурные темы.

Маленький зал, он же бар, пользовался в те годы необычайной популярностью среди архитектурной братии. Барменша Анна Акимовна ловко разливала водку по стаканам (рубль двадцать — сто грамм), резала хлеб для бутербродов (с сыром — 10 коп., с колбасой «любительской» — 12 коп., с красной икрой — 20 коп.). Тут же можно было выпить «бочкового» кофе и съесть пирожное эклер (22 коп. штука). Трех рублей хватало на весь вечер. Если трех рублей не было, то можно было смело после работы идти в бар Дома, сказать общее «Здрасте» сидящим в этом зальчике, так как все были знакомы. Пройдясь по столам и выпив со всеми по рюмке под вышеупомянутой картиной, вы уходили удовлетворенным или, как говорили в старину, «сыт, пьян и нос в табаке», да еще с занятыми до получки рублями.

Наверху шла своим чередом общественная работа Союза архитекторов СССР. Чего-то обсуждали, заседали, решали, протоколировали и принимали членские взносы (3 руб. за год). В Большом зале постоянно выступали «Кохинор» и «Рейсшинка» или показывали фильмы Феллини. Все это при большом стечении архитектурной публики с женами и подругами. В кассу стоял длиннющий хвост (билет — 50 коп.). Билеты в кино продавали только по предъявлению членского с уплаченными взносами, да и в Дом строгий контроль впускал также по предъявлению этой книжечки. Правда, если ее не было с собой, завсегдатаев пускали и так.

Очень престижно было встречать Новый год в Доме. Это был звездный час общественника Эдуарда Самвеловича Акопова (для своих — Эдик). За две недели, забросив основную работу, он сидел в кабинете секретаря Союза и страшно важничал. Телефон звонил, не переставая. «Ну не знаю, не знаю, мест нет, все столики распределены», — говорил Эдик в трубку. «Эдик, милый, ну придумай что-нибудь. Столик на четверых, согласны даже в фойе», — ныл член Союза. «Ну хорошо, я вас записываю в резерв, хотя ничего не обещаю», — обнадеживал Эдик звонившего.

Одним словом, Дом жил бурной жизнью. Весной и осенью в зале фойе развешивали рамки с акварелями, и проходили выставки «художественных работ архитекторов». Отбирал для выставки эти работы зав. архитектурным кабинетом Алексей Васильевич Юганов. Он тоже, как и Эдик, важничал и был строг при отборе. «Это мы не возьмем, какая-то абстракция. А это что за голая баба? Какая натурщица? Стыд и срам. Это вы у себя в спальне вешайте. А вот эти цветочки очень даже милые. Это годится». И стены фойе покрывались натюрмортиками, портретами жен и видовыми зарисовками из турпоездки в Болгарию.

Я и мой коллега, однокурсник Юра Белоногов, работали тогда в МИТЭПЕ, сидели в мансарде и постоянно красили так называемую показуху. Без ложной скромности могу сказать, что делали мы это очень эффектно и быстро, за что начальство прощало нам, мягко говоря, плохое поведение.

Комната наша напоминала мастерскую художника. Это было чердачное помещение, заваленное подрамниками, красками, пустыми бутылками. Бутылки были не все наши. К нам в мансарду приходили постоянно что-то отмечать сотрудники из других мастерских, так как место это было труднодоступное, а следовательно, безопасное, и дирекция туда никогда не забиралась.

С показухой мы справлялись, как я уже говорил, лихо и быстро и, чтобы не скучать в паузах, принимались живописать. Первую картину мы подарили на новоселье известному музыканту. Картина понравилась, и, окрыленные этим успехом, мы решили создать автопортреты. Это и была та самая картина с двумя кружками пива и, как позднее говорили, «с ногами», ибо на ней, кроме нас, были запечатлены чьи-то женские ноги, что всех интриговало. Потом я нарисовал шутливый портрет известной пианистки, а затем, мучаясь отсутствием достойного сюжета, создал портрет секретаря парторганизации МИТЭПА И. И. Краюшкина. Получилось красиво, но как-то многозначительно. На фоне окна, за которым громоздились крыши Столешникова, за столом под зеленым сукном, сидел человек, держа в руке красный карандаш, и зловеще улыбался, как бы говоря: «Ну, погодите, вы у меня допрыгаетесь!».

Надвигалась осенняя выставка в ЦДА, и мы с Белоноговым решили, что на ней — место нашим произведениям. Надо сказать, что картины были очень большие и в автомашину не влезли. Положив картины друг на друга, мы взялись за углы и, как носилки, поперли их пешком через весь центр, из Столешникова на улицу Щусева (ныне Гранатный пер.). Юганов просто остолбенел, когда увидел наши полотнища. Действительно, по сравнению с акварельками формата А-3, они выглядели Гулливерами в стране лилипутов. Юганов решил нас «завернуть». «Это что за проститутка?», — спросил он, показывая на портрет известной пианистки. «Ах, пианистка, я ее не знаю. А где пианино? Нет, это не пойдет, а этому место в каком-нибудь ресторане. Не годится», — брезгливо сказал он, показывая на картину «с кружками». «А это что за рожа?» «Это не рожа, а секретарь парткома МИТЭПА. Картина называется «Секретарь парторганизации», — обиженно ответил я. «Ах, секретарь парторганизации?, — смутился Юганов. — Ну тогда, наверное, можно. Только название упростите. Просто — секретарь». «Может, еще скажете, секретарша, — съехидничал Белоногов. — Секретарь парткома! И не будем упрощать».

«Ну хорошо, хорошо… Вешайте вот сюда в центре», — заюлил Алексей Васильевич. И этот «секретарь» повис, как «Явление Христа народу», среди маленьких картинок. Правда, потом его сперли. Больше нас эту потерю переживал сам Краюшкин. Оказывается, он хотел портрет у меня купить. Он постоянно как-то бочком-бочком подходил ко мне, когда встречал в коридоре, и шепотом спрашивал, почему я нарисовала именно его. Я, состроив лицо бравого солдата Швейка, говорил, что рисовать надо людей достойных, а кто может быть у нас достойнее, чем парторг. Так же шепотом я открывал ему секрет, что планирую создать серию портретов достойных людей. Собираюсь написать портрет нашего секретаря комсомольской организации, затем — председателя профкома, председательницы кассы взаимопомощи, директора, главного инженера и в завершении, как Илья Ефимович Репин, написавший знаменитое полотно «Заседание Государственного Совета», нарисовать многофигурную картину «Заседание партхозактива», для чего подыскиваю подходящий подрамник 6 на 9 м. Портрет же секретаря парткома — это как бы эскиз и фрагмент будущего бессмертного творения, завершающего мою жизнь в искусстве и увековечивающего мое имя. Краюшкин спрашивал, за какую сумму я продам ему портрет. Я говорил, что тысяч за восемь, но для него могу сделать скидку. Краюшкин остолбенел от этой тогда астрономической цены. Говорил, что посоветуется с женой.

В результате купить не успел.

В каком частном собрании хранится этот шедевр, мне не известно. Как и более позднее произведение, на котором три человека (в том числе и я) играют в домино. Это полотно я легкомысленно вывесил в новом баре, в подвале пристройки ЦДА. Оттуда его моментально унесли. Но это было позже. А тогда картину с пианисткой я подарил пианистке, которая приехала за ней на такси, а вот картину «с ногами»… Что с ней делать? Не тащить же на руках обратно. И здесь меня осенило. Мимо пробегал Акопов. «Юрочка, я очень занят, все потом!» «Стой! Юганов распорядился это повесить в ресторане». Акопов опешил. «А где же я возьму рабочих, гвозди, веревку? Да и место надо выбрать». «Висеть она должна вот здесь», — сказал я, показывая на торцевую стену бара. Гвоздь у нас есть. Все сделаем сами, не беспокойтесь». Акопов убежал, а Белоногов залез на стол, достал из кармана большой гвоздь и забил его пустой бутылкой. Картина повисла, будто предназначенная для этого места. И висела там до 1963 года, пока директор Дома Евгений Ольшанский не перевесил ее в буфет второго этажа под самый потолок, где она бликует, кажется не такой большой и не производит того магического впечатления, которое производила в баре, где у всех посетителей вызывала желание выпить и добавить еще.

Юрий Мурзин